Версия сайта для слабовидящих

Новости

28.03.2024
Кировчане стали лауреатами фестиваля «Театральное Приволжье»
Читать далее…

Новости из районов

21.03.2024
Во Дворце культуры "Металлург" прошла увлекательная танцевальная лаборатория "Как Иван свой танец искал"
Читать далее…

Итоги конкурсов

20.03.2024
Сводные оценочные листы областных конкурсов
Читать далее…

С 11 по 14 апреля в Кировском областном Доме народного творчества проходил Межрегиональный конкурс любительских театральных коллективов «Театральная весна - 2019». Все эти дни мы сопереживали героям, вместе с ними радовались и грустили, многие актерские и режиссерские работы были по-настоящему выдающимися. Мы побеседовали с участниками, прибывшими на конкурс из Удмуртской Республики и Республики Марий Эл, а также попросили бессменного председателя жюри многих конкурсов «Театральная весна» Геннадия Григорьевича Зайцева поделиться общим впечатлением о конкурсе.

Геннадий Григорьевич Зайцев, Заслуженный работник культуры РФ, режиссёр, доцент кафедры искусств Кировского филиала Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов:

Г. З. В сравнении с предыдущими фестивалями нынешняя «Театральная весна» имеет и ряд удач, и ряд досадных промахов. О промахах не хочется говорить, хочется поговорить об удачах. Во-первых, появилась целая группа театров, чьи спектакли действительно собранные, сделанные, очень хорошего уровня произведения, которые уже сегодня можно спокойно вывозить на гастроли по области. И зритель, уверен, будет получать удовольствие. Второе: выросла целая плеяда интересных молодых артистов, и эти ребята пополняют театральные коллективы. Радует, что от смартфонов, айфонов и от компьютеров отрываются. Кукольные театры вновь стали серьезно заявлять о себе, представляя на конкурс самые разные вещи, от просто сказочек до классики. Поэтому, я думаю, что эта «Театральная весна» принесла удачу и пользу и взрослым артистам, и детям, и самим режиссерам. Кроме того, в рамках конкурса проходила большая творческая лаборатория, в которой приняло участие более сорока человек со всей области с целью послушать разборы, поделиться опытом. Я думаю, что область в данном случае и в частности любительское театральное дело на очень хорошем подъеме!

Ирина Александровна Бокарева, режиссер, руководитель театральных коллективов МБУК КЦ «Россия», г. Глазов, Удмуртская Республика.

Ирина Александровна, представьте, пожалуйста, Ваши коллективы.

И. Б. «Открытый молодежный проект» – это некое креативное молодежное пространство, в котором ребята занимаются творчеством. Мы дали им возможность реализоваться, например, в постановочной деятельности. С ними, конечно, работаем мы - профессионалы: преподаватель по вокалу, по хореографии, дизайнеры по костюмам, сценограф, я с ними работаю. Но вот остальная масса всех участников – это молодые люди, пришедшие с улицы. Мы их обучаем с нуля, делаем постановку и выпускаем, обкатываем. Фотографы делают нам афиши, ребята, занимающиеся видео творчеством, снимают ролики. Такое пространство образовывается за счет заинтересованных людей. Это не коллектив, это объединение. Они занимаются постановками, выставками, перформансом, организацией молодежных мероприятий. Проект дает участникам очень хорошую возможность активно существовать, реализоваться, что-то начать из себя не изображать, а именно представлять.

Также у нас в Глазове работает народный театральный коллектив с историей в 70 лет. И как у каждого театра, носящего звание народный, у него есть коллектив-спутник – молодежная студия. Сегодня на сцене играли представители двух возрастов театра. «Супруги Каренины» - это литературно-музыкальная гостиная. Актеры, занятые в нем, стояли у истоков народного театра: Анатолий Шуклин и Ирина Диченская, - глазовская интеллигенция, связавшая с театром всю свою жизнь. И это счастье, потому что они составляют такой хороший фонд, которого сейчас практически не осталось. Это восприятие литературы, понимание творческого процесса.

Литературная гостиная – одно из направлений, которое очень популярно в Глазове. Актеры работают в жанре гостиной с живым аккомпанементом. Сегодня вы слышали игру Валерия Касимова – композитора, деятеля искусств, профессора, преподавателя. Актеры объединяются в творческие маленькие группы и работают по совершенно разным темам. Вот это народный театр.

А молодежная студия народного театра состоит из ребят в возрасте от 15 до 20 лет. Они приходят в театр, пытаются в нем работать, играть. Когда заканчивают школу, институт, уезжают, но кто-то и остается. После 18 лет обычно переходят в народный театр. И молодёжная студия, и народный театр – это самостоятельные театры, но тем не менее это единый коллектив.

Очень необычная работа с проектом «Анна. Отражение судьбы». Это оригинальный мюзикл?

И. Б. В афишах отмечено – по мотивам сюжета. То есть что мы сделали? Мы взяли первоисточник - это «Анна Каренина» Л Н. Толстого. Мы взяли оригинальный мюзикл, фильмы Карена Шахназарова, все материалы, которые на данный момент существуют, и сделали свою адаптацию. Ведь каждый режиссер вкладывает что-то свое. А так как у нас в составе молодежь, мы не можем поднимать некие темы, незнакомые еще нашим самодеятельным артистам, например, конфликт на основе расставания с сыном. Они не поймут этого, не смогут сыграть. Жизненного опыта не достаточно пока ещё. В итоге нам нужна была квинтэссенция всего, что создано по мотивам «Анны Карениной», но только то, что мы сможем использовать. В частности, мы брали музыку, в том числе из мюзикла, но полностью перерабатывали ее.

Работа строится следующим образом. В мае начинаются кастинги. В течение мая - июня начинаем работать с претендентами. Потом идет первый отсев. В сентябре формируется уже стабильный состав, хореографическая и вокальная группа. Дальше практически восемь месяцев большого, серьезного, кропотливого труда. Ребята репетируют каждый день по 4-6 часов, приходят на площадку после школы, ВУЗа, работы. Чаще всего наши участники не имеют никакого специального образования, тот вокал, который вы сегодня слышали, - это результат труда четырех месяцев, того, что сделали наши преподаватели. С ними работают два преподавателя по вокалу: один дает академическую основу, второй – эстрадную, потому что мюзикл предполагает эстрадную специфику подачи. Потом мы начинаем постановку обкатывать. Даем премьеру обычно на 14 февраля, так как затрагиваются темы, близкие молодым. Мы стараемся брать хороший материал.

«Открытый молодежный проект»  мы рискнули запустить четыре года назад при очень объемных вложениях, но он себя оправдывает. Первый мюзикл, который мы сделали, назывался «На краешке любви» - по мотивам «Ромео и Джульетты». Потом были «Алые паруса», затем фантазия по творчеству Тима Бёртона, получилась очень феерическая вещь, яркая, экстравагантная. Мы рассчитывали на определенную аудиторию, но оказалось, это интересно всем: родителям с детьми, молодежи, взрослым. Аудитория меняется, трансформируется в зависимости от темы, от сюжета.

Как же удается привлечь и удержать молодых людей в самодеятельном творчестве?

И. Б. В Глазове очень хорошие корни, мощные традиции любительского творчества. Они сложились благодаря нашему градообразующему предприятию. Как любое предприятие в советский период оно поддерживало свою самодеятельность и эти традиции все еще живы. Мы их удерживаем благодаря тому, что у нас пока сохраняются очень мощные преподавательские составы коллективов. Что будет дальше – не знаю, потому что проблемы у нас точно такие же, как и в культуре по стране в целом.

Мы бы показывали свои постановки чаще, но спектакль очень сложно вывозить: объем декораций, сложность технического обеспечения, светового решения. Не все площадки могут это обеспечить. Есть еще ряд сложностей, не от нас зависящих – административные, технические. Все это в совокупности, к сожалению, не дает возможности больших гастролей. К тому же наша работа - это все-таки любительское творчество, присутствуют определенные недочеты, постоянное обновление коллектива. А ведь уже очень много сил ему отдано. Артисты уникальны. Те, кто придет после них – это уже другая фактура, другая основа, партитуры – все другое. И вот этого проекта, «Анна», скорее всего, больше не будет никогда.

Очень жаль. Хотелось бы, чтобы ваш уникальный проект смогли увидеть зрители г. Кирова.

И. Б. Почему бы и нет. Всё может быть!

Уважаемые читатели, немного забегая вперёд, спешим вас обрадовать, что в сентябре 2019 года ОДНТ планирует провести гастроли «Открытого молодёжного проекта» - мюзикла «Анна. Отражение судьбы».

 Вы впервые участвуете в «Театральной весне»?

И. Б. Я в Глазов приехала 8 лет назад, до этого работала в театре Омутнинска, возила сюда коллективы. То, что было раньше и то, что теперь – разница большая. Меня удивило в этот раз, что очень объемная программа конкурса, участвует много коллективов, это уже не просто областная «Театральная весна», но уже межрегиональный конкурс, на который съехались театры из разных регионов, и это очень хорошо. Я много ездила по крупным фестивалям. Есть, конечно, и коммерческие конкурсы, где приехал – выступил, получил приз и все. А мы стараемся выезжать на конкурсы, в программе которых есть хорошие базовые мастер-классы, обучающие площадки, постоянное движение внутри фестиваля, постоянное взаимодействие с участниками, общение, классные специалисты. В этом отношении кировской «Театральной весне», как мне кажется, не хватает непосредственного живого общения между участниками. Раз уж конкурс расширил свою географию, надо тщательнее продумать возможности творческого общения между участниками из разных регионов.

Алевтина Александровна Падерова, образцовый ТЮЗ «Спутник», МУК ЦКС Центр культуры и досуга п. Оршанка, Республика Марий Эл:

Я руковожу тремя театрами. Это народный театр, молодежный театр «Спутник» и детский театр-студия «У Мурочки». Мы постоянно приезжаем в Кировскую область - в Киров, Котельнич, нам очень нравятся ваши фестивали, вообще нравится вятская душа. Я ведь сама родом с Вятки. Тем не менее на «Театральной весне» мы впервые. Мы привезли молодежный театр с моноспектаклем «Наташина мечта». Девочка, исполняющая главную роль, - Маша Ефремова, у меня занимается с детского театра. Сейчас ей 19 лет и она уже играет в народном театре.

Мне здесь нравится. Что именно? Организация хорошая, но не пафосная. Чувствуешь себя вполне свободно и спокойно. Очень нравится жюри. Мы пока на одном разборе побывали – душа поет. То, что я хотела услышать о будущем театра, о том, для чего существует театр, я все услышала.

Вы привезли довольно тяжелый спектакль, в нем много боли, надрыва. Наверное, Маше было сложно работать над ролью?

А. П. Вообще получилось случайно, почему мы взяли именно эту пьесу. У Маши была большая травма, она не могла играть на сцене, ей приходилось несколько месяцев лежать. А поскольку без театра она не может, нам пришлось срочно искать спектакль, чтоб девочку чем-то занять. Конечно, когда я в первый раз увидела пьесу, я пришла в ужас. Но мы все равно за нее взялись. Мы увидели там боль, именно от недостатка любви все происходит и мы стали немножко делать по-своему. Не с таким нахрапом, не с такой агрессией, все это мы убрали, оставили боль оттого, что нет матери, нет любви. И только любовь в ее жизни появляется, как опять ее отняли. Мы любили эту работу. Было ли сложно Маше? Она вообще жадная до всего. Ей не было сложно, ей было интересно, она взрослая в душе.

Благодарим всех участников конкурса «Театральная весна», подаривших нам несколько незабываемых дней, наполненных радостью творчества.