Версия сайта для слабовидящих

Новости

22.02.2018
Благодарим наших коллег, приславших поздравления с Днем защитников Отечества!
Читать далее…

Интервью

16.02.2018
2018 год стал юбилейным для Ирины Анатольевны Холманских, заслуженного работника культуры РФ, руководителя прославленного фольклорного ансамбля «Слобода» Кировского ОДНТ, образцового фольклорного ансамбля «Красногорочка» ЦКС Костино, прекрасной многогранной артистки, хранителя вятского фольклора.
Читать далее…

Муниципалитеты

14.02.2018
МБУК Санчурская ЦКС структурное подразделение Санчурский РДК
Читать далее…

Андрей Баскаков: "Фотография делается головой"

8 февраля в Народной галерее Областного Дома народного творчества состоялась торжественная церемония закрытия областной выставки-конкурса фоторабот «Автопортрет моей души». Выставку оценивали члены Союза художников и фотографов России. Среди них, Баскаков Андрей Иванович – председатель Союза фотохудожников России, заведующий отделом фотоискусства Государственного Российского Дома народного творчества (г.Москва), заслуженный работник культуры РФ. После церемонии награждения Андрей Баскаков провел пятичасовой мастер-класс, на котором рассказал коллегам об основных критериях оценки современной фотографии. Более 60 фотографов, начинающих и опытных, собрались в Народной Галерее, чтобы получить рецензию на свои работы. Кроме того, Андрей Иванович рассказал о всероссийских проектах Союза фотохудожников, о требованиях к оформлению фоторабот и созданию фотоколлекций.

Публикуем интервью, в котором Андрей Баскаков высказал мнение об уровне только что завершившегося фотоконкурса, о проблемах жанра и многом другом.

Андрей Иванович, каково ваше общее впечатление о нашей областной выставке-конкурсе фоторабот «Автопортрет моей души», тем более что в ОДНТ она проходит впервые?

 - Мои впечатления не столь радужные, как у некоторых участников, потому что мне есть с чем сравнивать. Тем не менее, с удовольствием поздравляю организатора - областной Дом творчества, с тем, что в этом уютном зале собирались люди, не только для того чтобы что-то посмотреть, но реально работать, чтобы искусство фотографии в Кировской области стало современным и востребованным.  Важно, что ОДНТ начал этот проект и процесс пошел. Народная галерея – это действительно очень хорошая площадка в центре города, которая вполне подходит для серьезных фотографических выставок. К чему я вас и призываю. Мне показалось, и это интересно, и поучительно для других регионов страны, что Дом творчества активно привлек к участию в выставке районы области. Присутствие в одном пространстве множества авторов из разных уголков региона – неплохое достижение. Как правило, выставки областного уровня собирают наиболее сильных авторов из столиц регионов, оставляя «за бортом» районную провинцию.

А уровень того, что вы увидели на выставке?

На мой взгляд, уровень выставки - низкий. Тому есть причины - слабое, как мне показалось, фотографическое образование. Это извечная проблема в нашей стране, но за последнее десятилетие во многих областных центрах появилось платное образование, которое в какой-то мере занимается фотографическим ликбезом. На разном уровне и с разным качеством, конечно. Возможно, это некоторое решение и для Кирова, благо здесь, и в Кирово-Чепецке, есть замечательные фотографы.

А что вы думаете о работах Анатолия Гулина, который завоевал Гран-При конкурса?

 - Именно этот автор, при том, что есть и другие хорошие авторы, и другие интересные работы, собрал достаточно цельную фотографическую коллекцию, в ней чувствуется авторский стиль, авторское видение.

Ваш мастер-класс собрал полсотни фотографов, которые пришли, чтобы услышать ваше мнение о своих работах, можно подвести какие-то итоги?

Многое из того, что я увидел сегодня, снято по принципу «Я тут был». Это такая «съемка проходя». Чем отличается фотограф-профессионал от любителя? Профессионал никогда не пойдет гулять просто так, он идет к цели, ищет нужный ему кадр. А любитель будет снимать всё подряд. Если вы будете бездумно щелкать кнопкой фотоаппарата, вы никогда не сможете собрать цельную авторскую коллекцию.

То, что я увидел здесь, как раз тот случай, когда люди снимают для семейного альбома, но непременно хотят показать всем. Проблем много: с отбором, с формированием коллекции, и с оформлением выставки.  Закатов и восходов на выставке – перебор, а действительно пейзажными работами можно назвать не более десятка фотографий. Имеют ценность фотографии образные, а не просто слащаво красивые.

Как вы относитесь к тому, что сегодня фотографируют все?

Это замечательно. Это историческая фиксация того, что происходит в жизни. А жизнь сама отфильтрует, а другие поколения выберут то, что им интересно. Сохранились архивы фотографов, которые работами в 60-80-е годы ХХ века для районных или областных газет.  Заглянув в эти архивы, наше поколение лучше понимает, какой была страна 3 -4 десятка лет назад, как и какими радостями жило то поколение людей.

Получается у каждой эпохи есть свой вкус, судя по фотографиям, можно судить о вкусе наших авторов?

Нет, конечно, нельзя судить о вкусе времени только по фотографии. Помните, раньше непременным атрибутом дома был ковер с лебедями, на кровати-подушки горою, закрытые накидкой, на стене – «Незнакомка» Крамского– это всего лишь приметы времени, люди имели такое представление о красоте. Это кич, ширпотребный вкус, который формируется СМИ, обществом. Но, в то же время, всегда есть те, кто, пишет другие картины, ставит другие пьесы, сочиняет другую музыку. Талантливый человек смотрит на мир и искусство иначе: он сам формирует свой вкус, исходя из каких-то других источников.

Как вы относитесь к тому, что пленку вытеснила цифровая фотография?

Нормально. Цифровые технологии побеждают за счет своей оперативности, доступности, простоте получения качественного изображения. Сейчас мало кто работает с пленкой. В Москве осталось 3-5 лабораторий, в которых можно напечатать на фотобумаге с оригинального негатива - это дорогое удовольствие. А цифра отлично подходит для работы: вставил флешку в компьютер, и отбираешь нужное. Неважно, пленка это или цифра, всё равно, фотография делается головой. Камера – это инструмент, который только помогает фотографу найти себя и свой кадр.

Чтобы вы пожелали организаторам выставки?

 - Надо, мне кажется, эту замечательную площадку сделать более популярной. И директор ОДНТ-Владимир Геннадьевич и руководитель Галереи – Ирина Михалицына, говорят о том, что они в этом заинтересованы. Хотят делать хорошие выставки, работать с молодежью, чтобы кировская фотография стала заметной на выставках в других регионах, чтобы она рассказывала о вашей области. Вероятно, необходимо объединить усилия Дома творчества и фотографической общественности, чтобы этот процесс получил развитие.

Спасибо!